Близорукость, Дальнозоркость

Близорукость, Дальнозоркость

  Отзыв профессора Ковалева А.В. на метод липотрансфера доктора Ромащенко А.Д.

 

Близорукость и дальнозоркость являются недостатками зрения человека и возникают по ряду причин.

Близорукость - миопия (от греч. myops - щурящий глаз) - недостаток рефракции глаза (т. е. преломляющей способности оптических сред глаза - роговицы, хрусталика, стекловидного тела), вследствие которого лица, страдающие им, плохо видят вдаль. Название близорукость обусловлено тем, что близорукие обычно держат рассматриваемый предмет близко к глазам, т. к. именно при этих условиях они могут хорошо видеть; другое название близорукости - миопия - связано с тем, что близорукие, чтобы лучше видеть отдаленные предметы, прищуривают глаза, что способствует получению более отчетливых изображений.
В нормальном глазу (т. е. при нормальной его рефракции) параллельные лучи света, идущие от предметов, отдаленных от глаза на 5 м и более, попадая в глаз, после преломления в нем сходятся в фокус (т. наз. главный задний фокус) на сетчатой оболочке. В близоруком глазу эти лучи сходятся не на сетчатке, а в какой-либо точке впереди нее; в связи с этим на сетчатке возникают неясные, неотчетливые изображения данного предмета. При близорукости несоответствие между положением главного заднего фокуса преломляющей системы глаза и сетчаткой может зависеть от того, что преломляющая система оказывается относительно и избыточно сильной (т. наз. рефракционная близорукость), или от того, что продольная (передне-задняя) ось глаза излишне длинна по сравнению с его преломляющей силой (т. наз. осевая близорукость).
Обычно встречается осевая близорукость; рефракционная близорукость практически имеет очень небольшое значение. К т. наз. комбинационной близорукости следует относить близорукость, при которой длина оси глаза и преломляющая сила его не выходят за пределы нормальных величин, но комбинируются они таким образом, что задний главный фокус оптической системы оказывается впереди сетчатки, в результате чего возникает близорукость (обычно невысокой степени). Если параллельные лучи, исходящие от далеких предметов, преломляются в близоруком глазу впереди сетчатки, то по мере приближения предмета к глазу лучи будут принимать все более расходящееся направление, а фокус их все более и более приближаться к сетчатке. Наконец, при известном положении предмета степень расхождения идущих от него лучей окажется такой что фокус их по преломлении в глазу как раз попадет на сетчатку, на которой получится четкое изображение предмета (т. наз. дальнейшая точка ясного зрения); при еще более близком положении предмета близорукий также сможет его хорошо видеть, повышая преломляющую силу глаза за ечет изменения кривизны хрусталика. Для того чтобы близорукий глаз мог ясно видеть отдаленные предметы, надо идущие от них лучи сделать расходящимися; этого можно достигнуть, ставя перед глазом соответствующие по силе «рассеивающие» (вогнутые) линзы. Стекло, дающее ту степень расхождения параллельных лучей, которая требуется, чтобы фокус их оказался на сетчатке данного близорукого глаза, и будет выражать степень близорукости этого глаза. Силу очковых стекол принято выражать в диоптриях; в диоптриях же выражается и степень близорукости.
Степени близорукости принято делить на три группы: близорукость слабой степени - до 3,0 диоптрий, близорукость средней степени - от 3,0 до 6,0 диоптрий и близорукость высокой степени - от 6,0 диоптрий и выше. От высокой близорукости следует отличать тяжелую, или злокачественную, близорукость, при которой наблюдаются осложнения на дне глаза, в его внутренних оболочках (их растяжение, атрофия, кровоизлияния и др.). Острота зрения вдаль у лиц, страдающих близорукостью, всегда бывает ниже нормы, однако при назначении соответствующих очков зрение значительно улучшается и может достигать нормы, особенно при слабых и средних степенях близорукости. При более высокой близорукости острота зрения даже при условии коррекции (исправления) стеклами часто оказывается ниже нормы, а при близорукости выше 10,0 диоптрий нормальной остроты зрения достичь трудно, что связано с изменениями во внутренних оболочках глаза.
При близорукости часто появляются т. наз. «летающие мушки», видимые самим близоруким в форме мелких сероватых точек, перемещающихся при движениях глазного яблока и обусловленных мелкими помутнениями в стекловидном теле глаза в результате происходящих в нем деструктивных изменений; серьезного значения эти мелкие помутнения не имеют. Поскольку по условиям зрения близорукие вынуждены держать рассматриваемый предмет близко к глазам, им приходится сильно сводить их (конвергировать), что достигается усиленной работой внутренних прямых мышц глаза; это может вести к явлениям усталости и развитию косоглазия.
Для борьбы с близорукостью и предупреждения ее развития важно знать непосредственные причины, вызывающие близорукость. Занятия с предметами, находящимися на близком расстоянии от глаз (чтение, письмо, некоторые ремесла), особенно при неблагоприятных условиях освещения рабочего места, заставляющих чрезмерно приближать глаза к рассматриваемому предмету, способствуют развитию близорукости у лиц, расположенных к этому (особенности строения и конфигурации глазниц, наследственные моменты). Причинами чрезмерного приближения рассматриваемого объекта к глазам, кроме плохого освещения, может быть неудовлетворительное оформление книги (плохая бумага, мелкий шрифт и т. п.), неправильная посадка за рабочим столом, а иногда просто дурная привычка. Влияние всех этих моментов особенно сильно сказывается в школьном возрасте в силу большей податливости белочной оболочки глаз у молодых людей. Особенно важно следить, чтобы дети школьного возраста не приближали предметы занятий к глазам и не наклоняли сильно голову вперед (книзу). В школах для этого необходимы: достаточное и рациональное естественное (а также и искусственное) освещение; класс считается достаточно освещенным, если каждый ученик видит со своего моста хоть кусочек неба; правильное устройство парт (столов) и скамеек - стол должен быть наклонным, скамейка со спинкой, край сиденья вднинут под край стола, при таких условиях ученик сидит прямо и не наваливается на стол; учебники с четким шрифтом; перерывы в занятиях, чтобы дать необходимый отдых глазам. Соблюдение этих правил гигиены зрения необходимо не только в школе, но и дома; особенно вредно чтение в постели, да еще и при плохом освещении. Кроме этих специальных мер, большое значение имеют и общие гигиенические меры - хорошая вентиляция рабочих помещений, занятия физкультурой и т. п.
Коррекция близорукости очками прежде всего улучшает зрение близорукого глаза; кроме того, пользование очками улучшает кровоснабжение глаза и восстанавливает правильное соотношение в работе внутренних и внешних его мышц. Очки следует назначать по возможности раньше и притом для постоянного ношения. Хотя таким путем и не всегда удается предупредить дальнейшее развитие близорукости, но увеличение близорукости оказывается значительно меньшим, чем при отсутствии коррекции, а также предупреждается развитие косоглазия. Как правило, при слабых и средних степенях близорукости очки переносятся хорошо; при высоких степенях близорукости иногда приходится назначать двое очков: одни для дали, другие для близи, для занятий. При высокой близорукости и значительном снижении остроты зрения в ряде случаев назначают т. наз. телескопические очки в виде маленького бинокля, надеваемого подобно обычным очкам.
При осложненной близорукости, помимо ношения очков, врачом назначается специальное лекарственное лечение; иногда приходится прибегать к операции. Следует рекомендовать воздержание от алкоголя, избегать фнзических напряжений и приливов крови к голове; пользоваться при ярком солнечном освещении затемненными очками; важное значение имеет также режим работы - после каждых 45-50 мин. зрительной работы давать на 10-15 мин. отдых глазам.

Дальнозоркость, гиперметропия (от греч. hyper — сверх, metron — мера и ops — глаз),— недостаток преломляющей способности оптических сред глаза, вследствие которого параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, после преломления их в оптической системе глаза сходятся в фокусную точку не на сетчатой оболочке глаза, что является необходимым условием ясного зрения, а позади нее; таким образом, на сетчатой оболочке получаются нечеткие изображения рассматриваемых предметов. Тем не менее большинство дальнозорких людей хорошо видит вдаль и часто вполне удовлетворительно — вблизи за счет аккомодации глаза, при которой усиливается преломление попадающих в глаза лучей и они сводятся в фокус на сетчатой оболочке. Поэтому при дальнозоркости слабых и средних степеней острота зрения в большинстве случаев бывает нормальной; при дальнозоркости высоких степеней, как правило, она все же бывает пониженной, несмотря на коррекцию стеклами.
Причина дальнозоркости заключается обычно в несоответствии между преломляющей силой оптической системы глаза и длиной передне-задней оси глазного яблока; это происходит или оттого, что оптическая система глаза относительно слаба (т. наз. рефракционная дальнозоркость), либо оттого, что глазное яблоко имеет относительно небольшие размеры, т. е. относительно короткую передне-заднюю ось (т. наз. осевая дальнозоркость), отчего преломленные лучи сходятся в точке позади сетчатки. Практически приходится чаще встречаться с «осевой» дальнозоркостью, которая, как правило, бывает врожденной. Почти все дети рождаются дальнозоркими, но в дальнейшем по мере роста организма и глаза степень дальнозоркости постепенно уменьшается и во многих случаях переходит в «нормальную» рефракцию глаза (т. наз. эмметропию), а иногда даже и в близорукость. К периоду окончательного формирования организма (т. е. у взрослых) на долю дальнозоркости приходится около 50%, а остальные 50% падают на эмметропию и близорукость.
Особенности, свойственные дальнозорким глазам, следующие. Так как при дальнозоркости для ясного зрения всегда необходимо бывает напрягать аккомодацию, то в связи с этим нередко наблюдается утомление глаз, выражающееся в головкой боли, тупой боли во лбу и около глаз, чувстве давления в глазах; буквы при чтении начинают сливаться, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе обычно временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти ощущения обусловлены перенапряжением и утомлением аккомодационной мышцы, увеличивающей кривизну хрусталика, а тем самым и его преломляющую силу.
При упорных головных болях у школьников всегда необходимо обратиться к глазному врачу для исследования рефракции глаз и в случае обнаружения дальнозоркости пользоваться соответствующими очками. У дальнозорких привычное постоянное напряжение аккомодации, необходимое при зрении вдаль, а тем более для зрения вблизи, может скрывать (особенно у молодых людей с достаточной силой аккомодации) некоторую часть дальнозоркости. Поэтому у молодых людей для выяснения истинной степени имеющейся дальнозоркости приходится нередко прибегать к предварительному впусканию в глаз капель атропина для временного выключения аккомодации. При более или менее значительной дальнозоркости нередко создаются условия для развития сходящегося, т. наз. содружественного, косоглазия.
Дальнозоркие глаза считаются несколько более предрасположенными к глаукоме, чем глаза других рефракций.
Для коррекции дальнозоркости применяют выпуклые стекла, усиливающие преломляющую способность дальнозоркого глаза. Назначение очков особенно необходимо при наличии явлений утомления глаз и при наклонности к косоглазию, а также при уже развившемся в связи с дальнозоркостью косоглазии. Очки безусловно необходимы и в тех случаях дальнозоркости, когда без них зрение оказывается неполным и очки улучшают его.